Формирование системы независимой оценки сертификации квалификаций

Формирование системы независимой оценки сертификации квалификаций

статья – Т.В. Рябко заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНЕ И МИРЕ/ № 3(3) 2013

   В условиях включения России в глобальную конкуренцию и вступления в ВТО вопросы признания квалификаций на национальном и международном уровнях приобретают принципиальный характер. Автор статьи рассматривает перспективы создания системы независимой оценки квалификаций (СНОК) в России с учетом существующей законодательной базы, опыта оценки и сертификации квалификаций в СССР и Российской Федерации, а также международного опыта как необходимого условия гармонизации российской и международной практики.
В настоящее время вопрос независимой оценки квалификации специалистов различного уровня рассматривается как важная часть всей системы оценки качества образования (впервые этот вопрос был поставлен в рамках проекта «Реформа системы образования», реализованного при поддержке Всемирного банка, 2002), в Концепции общероссийской системы оценки качества образования – ОСОКО, подготовленной Рособрнадзором, далее эта задача последовательно входила и входит практически во все стратегические и организационные документы Президента РФ, Правительства РФ, государственные программы, Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года. Формулировки этой задачи несколько отличаются в различных документах (оценка квалификаций, оценка профессиональных квалификаций, сертификация квалификаций, независимые профессиональные экзамены и т.п.). При этом суть остается неизменной и заключается в создании механизмов независимой оценки и признания квалификаций граждан в соответствии с актуальными требованиями рынков труда, что является общепризнанным трендом во многих развитых странах. Далее будем использовать аббревиатуру СНОК (система независимой оценки квалификаций).    В рамках задачи создания СНОК выделяют три основных вопроса.
1. Основание для оценки – профессиональные стандарты (квалификационные требования), отражающие актуальные требования рынка труда.
2. Независимость оценки – обеспечивается за счет ведущей роли работодателей в процессе организации СНОК и контроля за ее функционированием, включая порядок взаимодействия всех ее участников.
3. Методологические и институциональные рамки СНОК – единство принципов, информационная интеграция и прозрачность, возможность верификации и валидации, учет отраслевой специфики и самостоятельность профессиональных сообществ и объединений работодателей. Исторически задача оценки и сертификации квалификаций в СССР и России решалась как межведомственная (орган по труду отвечал за квалификационные справочники, орган управления образованием отвечал за подготовку кадров во всех формах и за присвоение квалификаций), с участием предприятий (обычноформальным).
Практически всегда квалификации присваивались по результатам освоения основных или дополнительных образовательных программ. Отдельных правил присвоения и признания квалификаций не существовало. В условиях открытой рыночной экономики, включения России в глобальную конкуренцию и вступления в ВТО вопросы обеспечения высокой квалификации работников, признания квалификаций на национальном и международном уровнях приобретают принципиальный характер: допуск российских предприятий к международным тендерам, кадровое обеспечение технологического перевооружения и рост производительности труда, конкурентоспособность и мобильность российских специалистов на международном пространстве и т.п. Решение такой задачи, очевидно, невозможно без системы оценки и признания квалификаций, пользующейся доверием рынка. Соответственно, представляется верным шагом инициация этой работы на основе взаимодействия системы образования, объединений работодателей при поддержке федеральных и региональных государственных программ. Подобное взаимодействие, включая софинансирование со стороны государства, характерно и для других развитых стран.
Эти задачи на протяжении последних лет являются приоритетными во многих европейских фондах, финансирующих исследования («ТЕМПУС», «Леонардо да Винчи» и других). Закон «Об образовании в Российской Федерации», в частности, ст. 96 устанавливает, что профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Фактически это предполагает создание независимой системы оценки квалификаций выпускников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, что и составляет смысл СНОК. Это соответствует международной практике, в которой, как правило, подготовка специалистов отделена от их сертификации. Россия использует такой подход при сертификации специалистов, работающих в области применения в практике управления организациями международных стандартов менеджмента. В то же время нормы проведения квалификационного экзамена силами самих организаций, осуществляющих обучение, в соответствии с требованиями профессиональных стандартов содержатся в разделах закона, посвященных программам профессионального обучения. Таким образом, требуется существенная законодательная доработка этой темы, которая обеспечит гармонизацию российской и международной практики. При этом необходимо учесть неизбежный переходный период от существующей практики к СНОК. Задача создания системы независимой оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, в настоящее время решается в рамках ФЦПРО 2010-2015.
Статья -Т.В. Рябко заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России

Комментарии закрыты.